Елена Сергеевна СМИРНОВА
заместитель директора Департамента государственной политики в сфере оценки качества общего образования Минпросвещения России
Вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования определяется участием нашей страны в международных сравнительных исследованиях качества образования. В начальной школе это исследование TIMSS, которое проводится в 4 классе (направления оценивания - математика, естествознание (окружающий мир), и исследование PIRLS (направление оценивания - читательская грамотность). В основной школе – это также исследование TIMSS, которое проводится в 8 классе (направления оценивания - математика, естествознание (физика, химия, биология, география), и исследование PISA (направления оценивания – математическая, естественнонаучная и читательская грамотность).
Совместным приказом Рособрнадзора и Минпросвещения России от 6 мая 2019 года утвержден документ «Методология и критерии оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся» (методология). В методологии описываются методика, расчет ключевого показателя национального проекта «Образование», «Средневзвешенный результат Российской Федерации в группе международных исследований, средневзвешенное место Российской Федерации (не ниже)». В результате появляется возможность оценить, приближается ли Российская Федерация к 10 лидирующим странам.
Также в методологии описывается регламент проведения в регионах оценки качества общего образования на основе практики международных исследований, качества подготовки обучающихся, а также приводится регламент проведения ежегодного комплексного анализа данных о качестве образования в России. При этом данные для анализа собираются в рамках проведения различных мероприятий по оценке качества образования, в том числе с учетом новых процедур, связанных с развитием современных инструментов оценки качества образования.
Министерство просвещения Российской Федерации