Детский сад – STEM практики

ПУБЛИКАЦИЯ В РАМКАХ МСИП.
В целях совершенствования воспитания и образования детей дошкольного возраста в образовательный процесс внедряются: инженерно-техническое обучение детей, современные педагогические технологии, позволяющие формировать современного инженера уже в дошкольном возрасте. Дошкольные образовательные организации нацелены на обеспечение качественного образования, реализацию Стандарта и выполнение социального заказа родительской общественности. STEM-образование направлено на развитие предпосылок инженерного мышления у детей дошкольного возраста, развитие интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечение в научно-техническое творчество. 

При внедрении STEM-образование в организацию образовательного процесса в МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 112», педагогами было отмечено его преимущество: развитие мотивации к техническому творчеству через различные детские виды деятельности с учётом гендерного воспитания, возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка.  Что STEM-образование предполагает:

• интегрированное обучение по темам, а не по предметам;

• применение научно-технических знаний в реальной жизни;

• развитие навыков креативного мышления;

• активная коммуникация и командная работа;

• креативные и инновационные подходы к проектной деятельности.

Педагогами STEM-образование рассматривается как дополнение к обязательной части образовательной программы ДОО и включает в себя интеграцию образовательных модулей – Lego-конструирование, робототехника и мультстудия. 

В детском саду функционирует кружок «Lego – мастер». Робототехнические конструкторы Lego,  используются для обучения детей создавать алгоритм решения поставленной перед ними задачи и формирования элементов програмирования. Педагог работающий с детьми старшего дошкольного возраста ставит следующие задачи:

- развитие алгоритмического мышления и логики, способности к моделированию;

- формирование основ простейшего программирования;

- развитие способоностей к нахождению закономерностей, решению практических задач;

- адекватной самооценке своих действий и результатов продуктивной деятельности.

Процесс конструирования состоится из двух позиций: ролевая игра и конструирование как деятельность. Конструирование превращается в моделирование, что привлекает как мальчиков, так и девочек. Игры с конструктором можно расматривать и как художественную деятельность, так как из геометрических фигурок дети создают образы и отражение целостной картины мира.  

Первое знакомство детей нашего детского сада с роботом весёлой пчелкой BEE BOT состоялось в 2017 году. На данный момент юные программисты самостоятельно составляют программируемый путь-алгоритм движения робота к намеченной цели. Чтобы понять, как двигается робот, воспитанники играют в игру «Я робот», в ходе игры дети выполняют действия по определенному алгоритму. Потом данные алгоритмы дети переносят на пчёлок. С помощью робота весёлая пчёлка BEE BOT, дошкольники изучают простейшие функции програмирования и решают математические задачи. С участием робота-пчёлки проводятся квест-игры, роль пчёлки помочь ребятам достигнуть поставленной цели – преодолеть определённые препятствия.

Происходит постепенный переход от простейших игр к более сложным.  BEE BOT исключает конструирование в отличие от конструкторов линейки Lego WeDo 2 которые направлены на три аспекта развития детей: конструирование, алгоритмизацию и пограмирование. 

Работая в тесном сотворчесве, взрослые и дети постигают новые формы работы, вместе познают новые технологии. Одном из направлений иинновационной деятельности в детском саду стало открытие в детской анимационной студии «Анимашка». Ключевой идеей создания студии выступает: создание авторского детского мультфильма, что является современным мультимедийным средством обобщения и предъявления материалов детского творчества и познания окружающего мира. Дополнительным, но крайне важным «бонусом» открытия детской анимационной студии «Анимашка» является гармоничная и естественная интеграция практически всех видов детской деятельности в процессе создания авторского мультипликационного фильма. 

Использование в работе с дошкольниками образовательного модуля «Мультстудия «Я творю мир» позволяет создавать детские анимационные зарисовки, позволяющие решать, как основные задачи (развитие познавательной активности и исследовательских способностей ребёнка дошкольного возраста), так и многие задачи современного дошкольного образования: интеграция видов деятельности, творческое развитие, пропедевтика профориентации, инклюзивное образование, развитие речи и т.д. Использование анимационных технологий основано на «зоне ближайшего развития», в частности, позволяет детям создавать и дорабатывать самостоятельные сюжеты, создавать их из различных материалов, и самое интересное для ребят – «оживлять» персонажей, озвучивать и просматривать полученный результат. Естественные познавательные порывы и внутреннее стремление к исследованию порождает детскую исследовательскую деятельность и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось в процессе саморазвития. Знания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее тех, что получены репродуктивным путем. 

На базе детского сада проводятся городские методические интерактивные практико-ориентированные семинары для участников образовательного процесса: создание мультфильмов используя образовательный модуль «Я творю мир»; конструирование робота по технологическим картам и его программирование; решение математических задач-загадок с помощью роботов пчёл BEE BOT. Участники обучающих практических семинаров узнают, как на практике решать задачи развития познавательной активности дошкольников, без чего невозможно полноценное развитие личности ребёнка и эффективная подготовка к школе.

На данный момент коллектив детского сада представляет свой инновационный педагогический опыт работы в формате видеопрезентации «Инновационные формы работы ДОО - STEM практики» на X Всероссийской конференции с международным участием «Информационные технологии для Новой школы» в г. Санкт-Петербурге:

https://youtu.be/rndu44fYmBQ

В настоящее время МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 112» присвоен статус инновационной площадки федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования по теме: «STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста». Дошкольная организация   осуществляет выбор приоритетных направлений, видов дополнительных образовательных услуг, активных форм и методов работы, ориентированных на интересы детей, родителей воспитанников и педагогического коллектива. Грамотно составленные модели воспитательно-образовательного процесса в ДОО служат путеводителем для педагогов, помогают им осуществлять качественное образование.

Заведующий 
МБДОУ МО г. Краснодар 
«Детский сад № 112» 
В.А. Свиридова