Результат деятельности муниципальной инновационной площадки «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников средствами STEM-технологии»

ц

В рамках реализации Муниципальной инновационной площадки на тему «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников с ОВЗ средствами STEM - технологии», МАДОУ МО город Краснодар “Центр – детский сад №198” представил аналитический отчет по завершению второго года деятельности.

Основная идея инновационного проекта заключается в модернизации организации комплексного подхода к развитию детей с ОВЗ, в частности с ТНР, основываясь на принципах программы STEM-образования, меняя привычные для образовательной организации формы проведения занятий, когда в центре внимания находится ребёнок и предложенное ему для решения практическое задание или проблема.

Созданный комплекс средств STEM – технологий, направленный на развитие интеллектуальных способностей дошкольников с ОВЗ, в частности с ТНР (дети с ограниченными возможностями здоровья, тяжелые нарушения речи) на современном этапе дошкольного образования является целью инновационной деятельности. Для достижения её детский сад осуществляет работу над следующими задачами, выдвинутыми в 2020 году:

- подбор, применение и систематизация STEM - материала для организации коммуникативной деятельности с детьми с ТНР;

- создание банка проблемных ситуаций, способствующих формированию опыта высказываний, формулирования ответов, обсуждений и аргументирований, отстаивания своей точки зрения и становления причинно-следственных связей;

-  решение образовательных задач средствами STEM-технологии.

Для результативной деятельности образовательной организации была выработана система по внедрению изменений по следующим направлениям:

- моделирование предметно-развивающей среды,

- перестроение (переориентация) педагогического подхода и образовательной деятельности.

Моделирование предметно-развивающей среды включает в себя выстраивание педагогами системы, где любой модуль, материал и принцип STEM - технологий гармонично встраивается в ежедневный рабочий ритм группы и является импульсом для активизации познавательного интереса детей. Для достижения данного результата творческой группой педагогов создан алгоритм внедрения STEM-материал в образовательный процесс, где каждая единица проходит отбор, для выявления положительных возможностей развития интеллектуальных способностей дошкольников с ТНР.

Перестроение педагогического подхода осуществляется внедрением технологии «Трех вопросов» в образовательный процесс, где инициатива и самостоятельность отдается детям, а педагог находится в роли партнёра.

Также немаловажным направлением инновационной деятельности нашего детского сада является перестроение образовательной деятельности, подразумевающее под собой разработанный комплекс мероприятий по изучению лексических тем с применением STEM- материала.

Реализация инновационного проекта обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства педагогов и осуществляется через анализ и представление полученного ими опыта как внутри коллектива, так и на различных уровнях. Наши педагоги помимо представления опыта работы на методических мероприятиях ДОО, за время реализации инновационного проекта приняли участие в семинарах, организованных  КНМЦ, в таких как Всероссийский педагогический конкурс «Эффективные практики в дошкольном образования», XII открытый Краснодарский фестиваль педагогических инициатив «Новые идеи-новой школе» и V международный фестиваль авторской детской мультипликации «Я творю мир!».

Данная система, по итогам двух лет инновационной работы, уже сейчас позволяет говорить о движении в правильном направлении по внедрению STEM-технологии. Это комплексная работа, которая объединяет все аспекты воспитательно-образовательного процесса, расширяет горизонты практической деятельности и создает определенные условия для участников, каждый из которых, становится субъектом инновационной деятельности.