Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар «Центр развития ребёнка – детский сад № 23 «Вишенка»

План работы

краевой инновационной площадки (КИП-2021) на 2022 год

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения муниципального образования город Краснодар

 «Центр развития ребёнка – детский сад № 23 «Вишенка»

 

по теме: «Формирование бережливого сознания детей дошкольного возраста»

 

 

  1.  

Юридическое название организации (учреждения)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар «Центр развития ребёнка – детский сад № 23 «Вишенка»

       2.

Сокращенное название организации (учреждения)

МБДОУ МО г. Краснодар «Центр – детский сад № 23»

       3.

Юридический адрес, телефон

350020, Российская Федерация, Краснодарский край, город Краснодар, Западный внутригородской округ, ул.Красная, 147/1, тел. (861) 255-02-11

       4.

Телефон, факс, е-mail

Тел., факс: (861) 255-02-11

e-mail:detsad23@kubannet.ru

       5.

ФИО руководителя

Шиневская Евгения Ивановна

       6.

Научный руководитель (если есть). Научная степень, звание

-

       7.

Авторы представляемого опыта (коллектив авторов)

Шиневская Евгения Ивановна, заведующий;

Махина Любовь Леонидовна, старший воспитатель;

Лузан Мария Миграновна, Панкова Галина Владимировна,         Сергеева Маргарита Александровна – воспитатели;

Фанагей Ольга Владимировна – педагог-психолог

       8.

Наименование инновационного продукта (тема)

  1. Методическое пособие «Формирование бережливого сознания у детей дошкольного возраста: Я и предметы вокруг меня»
  2. Методическое пособие «Формирование бережливого сознания у детей дошкольного возраста: Я и Природа»
  3. Методическое пособие «Формирование бережливого сознания у детей дошкольного возраста: Я и Другой»
  4. Методическое пособие «Формирование бережливого сознания у детей дошкольного возраста: кто и какой Я»

       9.

Основная идея (идеи)деятельности краевой инновационной площадки

Идея проекта заключается в следующем. Формирование бережливого сознания предполагает формирование и развитие осознанных, ответственных, ценностных, рациональных взаимоотношений разного типа:

  1.  «Я – Предмет/Вещь» – привитие навыков правильного обращения с вещами и предметами, к личному и общественному имуществу; формирование навыков и умений, связанных с подготовкой к любой деятельности, т.е. учить готовить своё рабочее место, все материалы, связанные с предстоящей деятельностью, планировать своё время на эту деятельность и доводить начатое дело до конца; воспитание умения замечать неопрятность в одежде, в комнате, приводить себя в порядок, развивать чувство удовлетворения от чистоты и порядка; учить наиболее экономным приёмам действий, работы; бережно относиться к материалам и инструментам. Линии развития: «Оптимизация пространства в шкафчике», «Мое рабочее место», «Новая жизнь старых вещей», «Магия порядка» и др.
  2. «Я – Природа» – формирование гуманного отношения человека к окружающей его среде как высшей ценности, усвоение этических норм по отношению ко всему живому, приобщение к труду по охране окружающей среды, посильная добровольная практическая деятельность с объектами живой природы. Линии развития: «Человек и природа», «Растения вокруг меня или Эмоциональная связь с цветком. Я зову его Анюта», «Красота родного края», «Биологический баланс», «Сортируем мусор» и др.;
  3.  «Я – Другой» – формирование гуманного отношения к другим людям, обучение ребенка считаться с потребностями и нуждами других людей, трепетного отношения к чувствам других людей, понимания их, умения дорожить их переживаниями, ценить их внимание и любовь, формирование навыков коллективного общения. Линии развития: «Простая вежливость», «Гостевой этикет», «О хвастовстве и скромности», «Дорогой добра», «Что такое совесть и стыд», «Что такое хорошо, а что такое плохо», «Сочувствие и милосердие» и др.;
  4. «Я – Я» – формирование позитивного «Я» - образа и самооценки, бережного отношения к своему здоровью. Линии развития: «Я – человек», «Я познаю», Я умею», «Я имею», «Я и мой интерес», «Я – товарищ», «Я – сын (дочка)», «Я – девочка (мальчик)», «Я – дошкольник», «Я – будущий ученик», «Я и мои мечты», «Я и мое будущее».

       10.

Цель деятельности инновационной площадки

Формирование бережливого сознания детей в дошкольной образовательной организации; распространение опыта инновационной деятельности посредством сетевого взаимодействия с образовательными организациями.

       11.

Задачи деятельности

1. Обосновать желаемый образ ребенка дошкольного возраста с бережливым сознанием.

2. Обеспечить психолого-педагогические и организационные условия для формирования бережливого сознания детей в дошкольной образовательной организации.

3.Сформировать бережливую образовательную среду дошкольной образовательной организации.

4. Разработать и реализовать подпроекты формирования бережливого сознания детей в дошкольной образовательной организации.

5.Обеспечить распространение опыта инновационной деятельности посредством сетевого взаимодействия с образовательными организациями.

       12.

Нормативно-правовое обеспечение инновационной деятельности

  1. Российская Федерация. Законы: Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон: от 29.12.2012 № 273-ФЗ [с изм. и доп., вступ. в силу с 13.06.2016г.]. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www: Консультант
  2. Российская Федерация. Законы: Об утверждении и введении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 года № 1155.
  3. Российская Федерация. Правительство: Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: распоряжение [от 12 ноября 2020 г., № 2945-р]. – М., 2020.
  4. Краснодарский край. Законодательное Собрание Краснодарского края; Об образовании в Краснодарском крае. Закон Краснодарского края: от 16 июля 2013 года № 2770-КЗ [с изменениями на 13 июля 2021 года]. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/460171544
  5. Российская Федерация. Указ: О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года. Указ президента РФ: от 19.04.2017 № 176. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=102028490&backlink=1&&nd=102430636
  6. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009.

Приказ министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края «Об утверждении Положения об образовательном конкурсе «Инновационный поиск» от 30.07.2019 № 2872.

  1. Приказ ГБОУ ИРО Краснодарского края от 11.06.2021 № 297 «О проведении образовательного конкурса «Инновационный поиск» в 2021 году».
  2. Приказ министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 27.12.2021г. № 3922 «О присвоении статуса краевых инновационных площадок».
  3. Локальные нормативные документы:
  • Устав МБДОУ МО г. Краснодар «Центр – детский сад № 23»;
  • Положение об инновационной деятельности в МБДОУ МО г. Краснодар «Центр – детский сад № 23»;
  • Положение о сетевом взаимодействии МБДОУ МО г. Краснодар «Центр – детский сад № 23» с сетевыми партнерами;

Договора о сетевом взаимодействии с образовательными организациями.

       13.

Обоснование её значимости для решения задач государственной политики в сфере образования, развития системы образования Краснодарского края

Проблема формирования бережливого сознания ребенка дошкольного возраста значима для развития системы образования Краснодарского края поскольку:

  1. достижение цели проекта позволяет исполнить Закон Краснодарского края «Об образовании в Краснодарском крае» в части соблюдения принципов развития системы образования в Краснодарском крае и цель функционирования сети образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования (от 16 июля 2013 года №2770-КЗ с изменениями на 13 июля 2021 года, ст. 5, ст. 12);
  2. ценности, в том числе: «социальная солидарность», «природа», «человечество» на которые опираются стандарты всех уровней образования, прописаны в «Концепции духовно нравственного воспитания и развития личности гражданина РФ». В нашем проекте обеспечивается формирование представлений об этих ценностях посредством создания психолого-педагогических и организационных условий усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; проект позволяет приблизиться к разрешению реально существующего противоречия между возрастающими требованиями, предъявляемыми обществом к формированию бережливо-ориентированного сознания личности в условиях гуманизации образования, обострения экологического кризиса и недостаточной разработанностью условий его формирования в дошкольной образовательной организации, отсутствием моделей, обеспечивающих этот процесс.

       14.

Новизна (инновационность)

Новизна проекта заключается в комплексном подходе к проблеме формирования бережливого сознания ребенка дошкольного возраста.

       15.

Предполагаемая практическая значимость

В результате деятельности КИП будет сформирован практико-ориентированный комплект методических материалов (итоговый инновационный продукт), который позволит педагогическому сообществу эффективно, без затруднений, ввести в практику своих дошкольных образовательных организаций систему работы, в результате которых у детей будет формироваться бережливое сознание.

      16.

Задачи деятельности на 2022 год

1. Эмпирически обосновать желаемый образ ребенка дошкольного возраста с бережливым сознанием.

2. Обеспечить психолого-педагогические и организационные условия для формирования бережливого сознания детей в дошкольной образовательной организации.

3. Реализовать исследование 1 и 2 этапа мониторинга эффективности инновационной деятельности.

4. Распространить результаты инновационной деятельности МБДОУ МО г. Краснодар «Центр – детский сад № 23» с целью повышения компетенции участников образовательного процесса в вопросах развития бережливого сознания детей дошкольного возраста посредством сетевого взаимодействия, публикаций, ведения страницы сайта по инновационной деятельности и др.

5. Разработать и издать методическое пособие «Формирование бережливого сознания у детей дошкольного возраста: Я и предметы вокруг меня»

 

 

 

План работы краевой инновационной площадки на 2022 год

 

Деятельность

Сроки

Ожидаемый результат

Диагностическая деятельность

1.

Исследование желаемого образа ребенка дошкольного возраста с бережливым сознанием (первичный этап мониторинга)

Январь

Определение того, что именно создает ценность продукта инновационной деятельности с точки зрения конечного потребителя

2.

Круглый стол: обсуждение результатов исследования с потребителями образовательных услуг

Февраль

3.

Промежуточный мониторинг (2 этап)

Сентябрь – октябрь

Управление проектом

Теоретическая деятельность

4.

Интерактивная лекция  «Метод проектов, как способ достижения современного образовательного результата»

Январь

Расширение и углубление знаний педагогов о содержании и структуре проектной деятельности.

5.

Семинар «Теоретический анализ феномена «бережливое сознание»»

Февраль

Теоретическое обоснование психолого-педагогических и организационных условий для формирования бережливого сознания детей в ДОО

6.

Разработка проектов «Я – предмет/вещь»

Февраль – март

Система формирования основ бережливого сознания дошкольников.

7.

Разработка методического пособия «Формирование бережливого сознания у детей дошкольного возраста: Я и предметы вокруг меня»

Июнь-август

Создание инновационного продукта

Практическая деятельность

8.

Круглый стол «Бережливое сознание. Разбираемся вместе» (для заказчиков образовательных услуг).

Февраль

Знакомство родительской общественности с бережливыми технологиями.

9.

Реализация подпроектов линии «Оптимизация пространства в шкафчике», «Мое рабочее место», «Новая жизнь старых вещей», «Магия порядка».

Апрель  – декабрь

Достижение целевых ориентиров бережливого сознания детей в дошкольной образовательной организации

Методическая деятельность

10.

Семинар-практикум «Организационные условия для формирования бережливого сознания детей в дошкольной образовательной организации»

Март

Обеспечение психолого-педагогических и организационных условий для формирования бережливого сознания детей в дошкольной образовательной

организации

11.

Семинар-практикум «Внедрение элементов бережливых технологий в образовательный процесс»

Апрель

Внедрение бережливых технологий в образовательный процесс

Трансляционная деятельность

12.

Онлайн-вебинар «Из опыта работы по формированию бережливого сознания детей в ДОО»

Май

Диссеминация опыта инновационной деятельности

13.

Подготовка к изданию и выпуск методического пособия «Формирование бережливого сознания у детей дошкольного возраста: Я и предметы вокруг меня»

 

Сентябрь – ноябрь

Диссеминация опыта инновационной деятельности

14.

Публикация статьи

Октябрь

Диссеминация опыта инновационной деятельности

15.

Пополнение страницы официального  сайта материалами по инновационной деятельности в рамках проекта.

Ежемесячно

Передача инновационного опыта образовательному сообществу

16.

Подготовка отчета за первый год работы КИП

Декабрь

Анализ результатов деятельности КИП