Ярмарка методических идей

       

 С 15 по 19 марта в рамках работы МСИП по теме «Деятельностное общение с природой- уникальный метод формирования экологической культуры дошкольников» прошла ярмарка методических идей, на которой педагогическому сообществу были представлены находки и достижения, позволяющие дополнить и расширить систему экологического воспитания в соответствии с требованиями, предъявляемыми современным обществом к дошкольному образованию. 

Об используемых в своей практике формах, методах и технологиях рассказали воспитатели МАДОУ МО г. Краснодар «Детский сад комбинированного вида № 117 «Мир чудес» ул. Крымская 67 и наши коллеги из МБДОУ МО г. Краснодар «Центр развития ребенка - детский сад № 100», МАДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 11», МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 11 «Светлячок» муниципального образования Тимашевский район, МБДОУ «Детский сад № 21 «Колосок» МО Приморско-Ахтарский район.

Все участники ярмарки методических идей «Природа, Экология. Человек» ведут углубленную работу по экологическому воспитанию дошкольников, что имеет широкое социальное значение, так как способствует развитию экологической культуры, экологического сознания и мышления всех участников образовательных отношений: детей, членов их семей и педагогов. Поиск педагогами новых аспектов развивающего воздействия на воспитанников в эколого - познавательном направлении позволяет обновить содержание экологического образования и способствует развитию личности ребенка. Ценность представленных продуктов в том, что развивающее влияние на ребенка оказывает их деятельность, а ее содержание и способы определяют процесс психического развития дошкольника. О своих инновационных подходах к экологическому воспитанию рассказывали педагоги дошкольных образовательных организаций не только города, но и края.

МБДОУ детский сад общеразвивающего вида №11 «Светлячок» муниципального образования Тимашевский район представил альманах «Экологический сундучок».

Создание альманаха пробуждает, формирует и стимулирует собственную познавательную активность детей, учит детей быть неравнодушными к происходящему вокруг, бережно относится к живой и неживой природе, осознавать ответственность за свои поступки. Каждый альманах создается при участии детей родителей и педагогов при «обнаружении» экологической проблемы города (Тимашевска), края (Краснодарского), страны (Российской Федерации), планеты (Земля). В группе детского сада объявляется «экологическая тревога» и все призываются к решению ситуации. В альманахах присутствуют такие рубрики, как: «Экологическая тревога», «Поэтическая страница», «Узелки на память» — из серии «Это интересно», «Экологический объектив», «Работы наших детей», «Полезные ссылки». Структура альманаха гибка, она изменяется от поступивших предложений. Единственная рубрика, которая присутствует во всех альманахах — «Экологическая тревога»!

МБДОУ «Детский сад № 21 «Колосок» МО Приморско-Ахтарский район представил «Экологическую игру как метод формирования экологического мировоззрения детей».

Экологические игры — это одна из форм экологического воспитания, которая основывается на организации игровой деятельности детей, стимулируя высокий уровень интереса их к природе. В ходе игры создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенных ситуациях, выполнять комплекс умственных и практических действий в рамках природоохранной деятельности.

МАДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 117» ул. Образцова, 10 - дидактическое пособие по формированию экологических представлений «Эко-сад» и занятие на тему «Загрязнение окружающей среды и водоемов».

Вовлекая детей в игровую деятельность по ознакомлению с некоторыми важнейшими экологическими закономерностями, можно частично компенсировать редкое общение современных детей с природой. Дидактическое пособие «Эко-сад» формирует у ребёнка систему ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, вызывает желание понимать последствия «хорошего» и «плохого» отношения к природе.  На сегодняшний день загрязнение окружающей среды является приоритетной и основной проблемой, поэтому с раннего возраста необходимо учить детей любить и беречь природу.

МБДОУ МО г. Краснодар «Центр развития ребенка - детский сад № 100» - «Лабораторию открытий. Экспериментирование с живой и неживой природой» и проект «Что мы знаем о воде». 

Актуальность проекта обоснована необходимостью привития детям навыков экологически грамотного отношения в быту, в частности, научить детей бережно и экономно относиться к воде. Все мероприятия, разработанные в данном методическом пособии, включают в себя эффективный интегрированный подход, предполагающий различные формы работы с детьми и родителями по развитию представлений о здоровом образе жизни.   Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии» и лабораторное оборудование образовательного модуля «Экспериментирование с живой и неживой природой» STEM-образования позволяет в игровой форме совершить ребенку свое первое научное открытие, провести свой эксперимент самостоятельно, а с помощью цифровой лаборатории можно даже подтвердить или опровергнуть правильность своего результата решения или увидеть, что результат деятельности получился другим и стоит предложить другое решение проблемы. 

МАДОУ МО Г. Краснодар «Детский сад № 11» - метод проектов как способ организации педагогического процесса по формированию экологической культуры дошкольников.

Проектная деятельность, являясь интегрированным методом работы с детьми, позволяет разнообразить образовательный процесс, применять в своей работе индивидуальный подход, развивать творчество и активность детей, активизировать ранее не задействованные в работе методы и приемы.

Филиал МАДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 117» ул. Крымская, 67 представил:

- Инновационную технологию «Живая библиотека».

Ознакомление детей с трудом взрослых — это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения детей к взрослому миру, приобретение ими опыта общения с людьми разных профессий и взаимодействия с рукотворным миром и миром природы. В процессе общения с «книгой» «Живой библиотеки» «маленькие читатели" узнают о том, как в своей профессиональной деятельности люди охраняют природу и бережно используют ее ресурсы. 

- Инновационную технологию «Сторисек».

В переводе с английского Сторисек - это «мешок историй». «Сторисек» делать процесс ознакомления детей с природоведческой художественной литературой   увлекательным и познавательным, развивает у них интерес к миру природы, способствует речевому развитию в процессе обсуждения экологических проблем и прививает любовь и интерес к чтению.

-Эколого-экспериментальную деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в «Лаборатории почвы». 

В ходе опытов и экспериментов, расширяя элементарные представления о почве, о её составе, видах и плодородии, педагог помогает детям понять взаимоотношения между живыми и неживыми объектами в природе и повышает их познавательную активность, развивает способность анализировать, сравнивать и делать выводы

- Экологические квест-игры в образовательном пространстве детского сада.

Экологическая квест-игра, создавая атмосферу приключения, запоминается яркими впечатлениями, доставляет радость воспитанникам, но что наиболее важно, способствует принятию ребенком активной, деятельностной позиции при решении игровых поисковых задач экологической направленности в условиях обогащенной образовательной среды. 

- Инновационную технологию «Экологический кроссбукинг».

Используя технологию «Экологический кроссбукинг» в группах старшего дошкольного возраста, можно способствовать не только возрождению традиции семейного чтения, но приобщению родителей к воспитанию у дошкольников заботливого отношения и любви к природе посредством чтения природоведческой художественной литературы. Прочитанные в семейном кругу произведения, позволяют организовать в группе интересные образовательные события, основанные на их содержании. 

- Природоохранные акции.

Каждая акция предполагает создание определённой игровой среды в рамках природоохранного социально-значимого мероприятия, которая создается на некоторое время и имеет собственное содержание, правила и намеченный результат, а сочетание приобретенных ребенком знаний о природе и практическая деятельность, способствуют формированию ответственного отношения к природной среде.

Ярмарку посетили более 200 педагогов, значит тема и представленные участниками на ярмарке продукты актуальны и важны. В течение недели, с использованием цифровых информационных ресурсов, между участниками и посетителями шел оживленный обмен опытом и впечатлениями, коллеги делились конспектами мероприятий, уточняли информацию о заинтересовавших их продуктах и выражали слова благодарности организаторам ярмарки: сетевому методисту, специалисту отдела анализа и поддержки дошкольного образования МКУ «Краснодарский научно-методический центр» Кабановой Надежде Васильевне и педагогам МАДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 117».

Материалы ярмарки https://ds117.centerstart.ru/node/494

.