Суперфинал конкурса профессионального мастерства «Учитель года города Краснодара – 2021» «Учитель – профессионал – Личность»

Наступил последний день состязаний профессионального конкурса «Учитель года города Краснодара – 2021». 26 февраля прошли «Пресс-конференция» и «Нобелевская лекция» на свободную тему.

         В начале мероприятия выступила модератор конкурса Наталья Львовна Степанова, обладатель «Хрустального Пеликана» 2014 года. Она поделилась впечатлениями о прошедших днях, пожелала успехов всем участникам.  В 2021 году Ассоциация учителей года города Краснодара вручает Почётный знак Ассоциации «Кристалл» за личностное совершенствование и вклад в развитие конкурсного движения. Обладателем становится Зинаида Витальевна Стрелкова, директор гимназии № 3.

Напомним, что гимназия № 3 не раз делегировала на конкурс учителей и одерживала победу в конкурсе «Учитель года». Учителя русского языка и литературы гимназии № 3 - Е. Л. Евтушенко и И. А. Марюхина являются победителями конкурса профессионального мастерства.

В пятерку суперфиналистов вошли: Цимерман Анастасия Васильевна, учитель русского языка и литературы гимназии № 82, Пучкова Елена Александровна, учитель английского языка школы № 10, Фомина Полина Алексеевна, учитель русского языка и литературы школы № 35, Коврыгина Юлия Владимировна, учитель русского языка и литературы гимназии № 36, Арсеньева Любовь Георгиевна, учитель истории и обществознания школы № 78. Всем участникам были вручены памятные серебряные пеликаны.

Тема пресс-конференции – «Школа в условиях современных вызовов».

Участникам предложено 8 вопросов, один из которых не оценивается членами жюри.

  1. Какой главный вывод сделали для себя, прожив год в условиях новой реальности?

Фомина Полина Алексеевна, учитель русского языка и литературы школы № 35, считает, что в это непростое время слова и мысли совпали и помогли доказать всем участникам образовательного процесса о необходимости твердости в принятии решений. Арсеньева Любовь Георгиевна, учитель истории и обществознания школы № 78 уверена, что делала важное дело для всех участников образования. Коврыгина Юлия Владимировна, учитель русского языка и литературы гимназии № 36, считает, что главное было активизировать познавательный процесс. Цимерман Анастасия Васильевна, учитель русского языка и литературы гимназии № 82: «Учитель должен всегда саморазвиваться!». Пучкова Елена Александровна, учитель английского языка школы № 10, убеждена, что учитель должен творить: «Мой выбор удачен, и мой труд не напрасен!».

  1. В чем состоит принципиальное отличие onlain-уроков от проводимого «вживую»?

Коврыгина Юлия Владимировна, учитель русского языка и литературы гимназии № 36, считает, что отличие в том, что onlain-уроки помогают развить самостоятельность. Арсеньева Любовь Георгиевна, учитель истории и обществознания школы № 78: «Учитель – это своего рода артист, сложно было уловить реакцию детей». Пучкова Елена Александровна, учитель английского языка школы № 10, убеждена в том, что необходим контакт «глаза в глаза». Цимерман Анастасия Васильевна, учитель русского языка и литературы гимназии № 82, констатировала, что не было возможности контролировать детей.

  1. Вы начинаете родительское собрание (online): один родитель - на диване, другой – за рулем автомобиля. Как поступаете?

Учитель должен заинтересовать родителей и убедить их в важности контакта, считают  Коврыгина Юлия Владимировна, учитель русского языка и литературы гимназии № 36, и Цимерман Анастасия Васильевна, учитель русского языка и литературы гимназии № 82. Пучкова Елена Александровна, учитель английского языка школы № 10 уверена, что смогла бы переключить внимание родителей в образовательную плоскость. Арсеньева Любовь Георгиевна, учитель истории и обществознания школы № 78 не считает нужным воспитывать родителей, её цель – воспитание и обучение детей.

  1. «Не берись за дело утомленным». Какие способы восстановления наиболее эффективны для вас?

Глаза детей, наполненные любовью, помогают справиться с усталостью  Цимерман Анастасии Васильевне, учителю русского языка и литературы гимназии № 82. А для Арсеньевой Любови Георгиевны, учителя истории и обществознания школы № 78, урок – лучший способ снять утомление. Пучковой Елене Александровне, учителю английского языка школы № 10, помогает восстановить утраченные силы единение с природой.

  1. Долгие годы профессия учителя первенствовала среди россиян. Однако, лидерство утрачено с большим понижением процента. С чем это связано?

Арсеньева Любовь Георгиевна, учитель истории и обществознания школы № 78, уверены, что причина утраты лидерства в отсутствии доверия со стороны родителей. Цимерман Анастасия Васильевна, учитель русского языка и литературы гимназии № 82, и Пучкова Елена Александровна, учитель английского языка школы № 10, видят причину в «доверии» к социальным сетям и к информации в интернете.

  1. Завершите фразу: «Если б директором школы была я…»

Активно внедрила бы в школе понятие «цифровой образовательной среды» Фомина Полина Алексеевна, учитель русского языка и литературы школы № 35. Старалась бы привить любовь к учебным предметам не только у детей, но и у  учителей Коврыгина Юлия Владимировна, учитель русского языка и литературы гимназии № 36. Ввела бы в школе элективный курс под названием «Любить» Пучкова Елена Александровна, учитель английского языка школы № 10.

  1. С чем вы связываете возможность прогресса в системе школьного образования?

Возможность прогресса в развитии системы воспитания, так считают Арсеньева Любовь Георгиевна, учитель истории и обществознания школы № 78, Фомина Полина Алексеевна, учитель русского языка и литературы школы № 35. Коврыгина Юлия Владимировна, учитель русского языка и литературы гимназии № 36, и  Цимерман Анастасия Васильевна, учитель русского языка и литературы гимназии № 82, уверены, что необходимо развивать научную деятельность.

  1. Если б вам довелось встретиться с министром просвещения РФ,  о чем вы его спросили?

Арсеньева Любовь Георгиевна, учитель истории и обществознания школы № 78, подготовила бы конкретные предложения по системе воспитания и возвращению в школы утраченных технологий. Фомина Полина Алексеевна, учитель русского языка и литературы школы № 35, и  Цимерман Анастасия Васильевна, учитель русского языка и литературы гимназии № 82 спросили бы о возможности материальной поддержки учителям.

«Нобелевская лекция» на свободную тему с целью предъявления видения современных проблем и возможных путей их решения, в том числе средствами образования. Этот этап мы всегда ожидаем с особым волнением и трепетом. Ведь  выбор темы позволяет понять, какие конкретные проблемы волнуют данного учителя, а в его лице и значительную часть педагогического сообщества. А члены жюри за 7 минут публичного выступления должны были оценить обоснование актуальности и остроты затронутых вопросов, аргументированность позиции и видение путей решения проблем, ценностную направленность и социальный оптимизм, а также оригинальность изложения и содержательного наполнения при соблюдении жанра.

       Пучкова Елена Александровна, учитель английского языка школы № 10 остановилась на проблеме духовно-нравственного воспитания в России. Она подчеркнула, что воспитание является важнейшей функцией общества с древних времен. Без передачи общественно – исторического опыта от одного поколения другому, без вовлечения обучающихся в социальные и производственные отношения невозможно поступательное развитие, сохранение и обогащение культуры, существование всей человеческой цивилизации. С развитием общества изменяется воспитание: его цель, содержание, средства. История дает яркие примеры особенностей воспитания в различные времена. Елена Александровна своим выступлением выразила мысль о том, что через совместные усилия семьи и школы произойдет положительное изменение и  для этого необходима общая единая  программа.

       Очень важный аспект затронула Фомина Полина Алексеевна, учитель русского языка и литературы школы  № 35: кого можно назвать профессионалом, мастером своего дела. На наглядных примерах современной действительности она доказала к каким плачевным результатам приводит некомпетентность и дилетантизм. Учитель призвал постоянно самосовершенствоваться, изучать новые методы и технологии, чтоб стать настоящими профессионалами своего дела и стать примером ученикам.

       Учитель русского языка и литературы гимназии № 82 Анастасия Васильевна Цимерман затронула проблему педагогических ошибок. Она призвала всех педагогов принимать, понимать и не бояться исправлять свои ошибки. Только такой подход позволит стать настоящим учителем.

       В качестве эпиграфа к своему выступлению Любовь Георгиевна Арсеньева, учитель истории и обществознания школы № 78 выбрала слова Архимеда о точке опоры, которая позволит перевернуть мир. Она подчеркнула важность изучения всех школьных предметов без исключения. Обратив внимание на теоретические вопросы, подчеркнула важность практиков. Нам нужны квалифицированные кадры во всех областях. Любовь Георгиевна выразила свою веру в подрастающее поколение и твердое убеждение, что современным учителям по силам решать любые проблемы.

       Коврыгина Юлия Владимировна, учитель русского языка и литературы гимназии № 36 очень эмоционально выразила мысль о разрушении культуры мира детства, образно назвав этот процесс войной.

       Второй очный конкурсный день завершился. Члены жюри поблагодарив за работу, выразили слова благодарности тем, кто поддерживает проведение данного конкурса. В.М. Гребенникова, декан факультета педагогики, психологии и коммуникативистики КубГУ, работая в составе жюри, сделала определенные выводы для дальнейшей подготовки студентов. Т.А.Петрова, начальник отдела общего образования департамента образования МО г.Краснодар,  обратив внимание на трудности дистанционной работы, призвала находить в этом и  положительные стороны. Об изменении формата конкурса говорила Т.А.Ваховская. Она подчеркнула тот факт, что происходят качественные изменения в педагогической среде; об этом свидетельствует общение с молодыми коллегами. Н.П.Олофинская и Н.Л. Степанова, пожелав всем участникам дальнейших побед, призвали обратить внимание на такую важную составляющую, как социальный оптимизм. А директор Краснодарского научно-методического центра Ф.И.Ваховский поздравил всех с завершением профессионального конкурса, предупредив,  что его итоги мы узнаем 10 марта на торжественной церемонии закрытия.

 

Ирина Анатольевна Баландина,

Марина Викторовна Голионцева,

ведущие специалисты МКУ КНМЦ