Учитель – профессионал – Педагог и Психолог

25 февраля в актовом зале центра дополнительного образования «Малая академия» продолжились профессиональные испытания в финале конкурса «Учитель года города Краснодара - 2021».

Семеро педагогов, вышедших в финал- «Учитель-профессионал Педагог и Психолог», прошли через испытания I и II туров, которые состоялись в дистанционном режиме.

О необычном формате проведения состязаний  сообщила Степанова Наталья Львовна, заместитель директора гимназии № 25, Учитель года города Краснодара,  неизменный модератор конкурса вот уже несколько лет.

 Шкаликова Анна Владимировна, учитель начальных классов школы №55, Казакова  Татьяна Ильинична, учитель начальных классов лицея  «ИСТЭк»,  Цимерман Анастасия Васильевна, учитель русского языка и литературы гимназии № 82, Пучкова Елена Александровна, учитель английского языка школы № 10, Фомина Полина Алексеевна, учитель русского языка и литературы школы № 35, Коврыгина Юлия Владимировна, учитель русского языка и литературы гимназии № 36, Арсеньева Любовь Георгиевна, учитель истории и обществознания школы № 78, - демонстрировали воспитательное мероприятие в течение 15 минут в форме мастер-класса.

По замечанию Ваховского Фёдора Ивановича, заместителя председателя оргкомитета конкурса, директора Краснодарского научно-методического центра, - особенность подведения итогов состязаний в том, что разница в полученных баллах – от 1 до 0,3. «Давно не было такого плотного результата!», - подчеркнул Фёдор Иванович.

Члены Большого и Общественного  жюри оценивали работу  с точки зрения умения вовлечь участников в обсуждение и разработку темы,  аргументированность и убедительность позиций, развивающий характер и проектные подходы, информационная и языковая культура учителя и его личные качества. Состав комиссии: Ваховский Ф. И. , Петрова Т. А. , начальник отдела общего образования департамента образования, Гамзаев И. М. и Олофинская Н. П., заместители директора Краснодарского научно-методического центра, Балагурова-Шемота Т. Ю., учитель математики лицея № 90, Евтушенко Н. В., учитель русского языка гимназии № 3 , Марюхина И. А. , учитель русского языка и литературы гимназии № 3, Скоробогатова Н. В., учитель истории и обществознания гимназии № 92. Ваховская Т. А. , почетный член Ассоциации «Учитель года города Краснодара», Учитель и мудрый наставник краснодарских «пеликанов», Гребенникова В.М., декан факультета педагогики, психологии и коммуникативистики КубГУ, Решетняк О. В., директор «Краснодарского педагогического колледжа», Оробец А. А. , директор центра дополнительного образования «Малая  академия».

Всем присутствующим было  предложено выбрать кандидатуру для «Приза зрительских симпатий».

Учителя демонстрировали в формате мастер-класса профессиональное мастерство в области передачи собственного инновационного педагогического опыта в условиях интерактивного профессионального общения.

Казакова  Татьяна Ильинична, учитель начальных классов лицея  «ИСТЭк», поделилась опытом использования современной игровой технологии квест в воспитательной работе. Квест – наиболее активная форма проведения воспитательного мероприятия. Формирует у обучающихся универсальные учебные действия, развивает коммуникативные навыки, по мнению учителя. Было предложено поучаствовать в квесте «Как мы спасали птиц». Результатом совместных действий был определенный вывод о том, что добро надо делать с умом, и изготовлена кормушка для птиц.

Цимерман Анастасия Васильевна, учитель русского языка и литературы гимназии № 82, умело использует в своей воспитательной работе технологию сказкотерапии. Цель всякого воспитания – создание деятельностной личности в лучших идеалах общественной жизни, в идеалах истины, добра и красоты. Большинство детей испытывают тревогу, конфликтные ситуации. Знания психологии помогают учителю раскрыть внутренний потенциал каждого ребенка.

Арсеньева Любовь Георгиевна, учитель истории и обществознания школы № 78, предложила посмотреть видеоролик и определить, что самое важное при выборе профессии. Для дальнейшего самоопределения в жизни необходимо вооружиться знаниями о современных востребованных профессиях XXI века. Каждый из участников выбрал три необходимых качества, затем постепенно вычеркнул, по их мнению, не важных. В результате – профессионализм – это единственное достойное качество при выборе профессии и занятия. Учителем было предложено обратиться на сайт «Проектория», при помощи которого можно найти ответы на важные вопросы при выборе профессии.

Пучкова Елена Александровна, учитель английского языка школы № 10, посвятила свое мероприятие интернету как источнику блага, и в то же время угрозы. Познакомила с такими понятиями, как КиберБуллинг – травля людей в социальных сетях. Цель всякого преследования – сокрытие своей самооценки. Ка же обезопасить себя? Уметь игнорировать нападки. В связи с этим была предложена притча об умении дать самое ценное и уметь выбрать самое нужное.

Шкаликова Анна Владимировна, учитель начальных классов школы №55, предложила поиграть в «Воздушный шар». По мнению учителя, эта игра помогает выявить нравственные ориентиры, жизненные устремления, приобрести опыт. Предложено нарисовать корзину, шар, в корзине обозначить все качества, которые необходимы человеку. По мере движения шара, расстаться с ненужными ценностями. Результат беседы: самое главное для всех нас – это любовь, единодушие и взаимопонимание  в семье, коллективе.

Фомина Полина Алексеевна, учитель русского языка и литературы школы № 35, представила алгоритм управления эмоциями для выпускников, сдающих экзамены. Для чего нужно понимать свои эмоции. Осознавая свои, учишься понимать эмоции других. Для этого учителем разработан алгоритм, помогающий осознать эмоцию, определить цель решения проблемы, применить соответствующие действия, выбрать безвредный способ достижения цели. По мнению учителя, все испытания, встречающиеся на нашем жизненном пути, нужны для того, чтобы мы развивались.

Коврыгина Юлия Владимировна, учитель русского языка и литературы гимназии № 36, представила мастер-класс по скорочтению для детей возрастной категории  9-12 лет. Учитель познакомила с инструкцией, которая позволяет стать более эффективным и успешным в освоении учебных предметов. На сегодняшний день существуют проблемы нежелания читать. Чтение – залог доброго нрава ребенка. Были предложены блоки занятий, которые помогают освоить метод скорочтения, воспитывающий внимание, логику, анализ.

Следующий этап – «Беседа с родителями»

 Важность (и в то же время особую трудность) совместной работы с родителями сегодня никто не будет оспаривать. Целью такой деятельности является формирование эффективной системы взаимодействия родителей с учителями для создания благоприятной среды по сплочению обучающихся в единый дружный коллектив, создание благоприятных условий для свободного развития каждой личности. Воспитательная функция семьи очень важна. Ребенок, который приходит в коллектив, так или иначе, транслирует ценности, заложенные родителями. «Семья и школа – это берег и море. На берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море Знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега», сказал когда - то замечательный писатель Лев Кассиль.

       Наверное, именно поэтому в конкурсе «Учитель года» этап «Беседа с родителями» занимает особое место. Участники постарались убедительно и аргументированно представить свою позицию. А члены жюри согласно критериям оценили конструктивность суждений, информационную и языковую культуру, способность к импровизации, реалистичность и практическую ценность рекомендаций. Роль родителей по уже сложившейся традиции исполняли педагоги - члены Ассоциации участников конкурса «Учитель года». Поэтому нашим конкурсантам порой было сложно отвечать на их каверзные вопросы.

     «Ребенок регулярно не справляется с домашним заданием. Как быть?» Этот вопрос стал темой беседы первых двух конкурсантов (Шкаликова Анна Владимировна, учитель начальных классов ОО № 55 и Казакова Татьяна Ильинична, учитель начальных классов ИСТЭК). На него же старались ответить и многие сидящие в зале. Особенно остро это почувствовали мы во время дистанционного обучения. Шкаликова А.В. остановилась на причинах неуспешности, обратила внимание на гендерные различия. Она очень тактично пояснила, что ребенок должен самостоятельно учиться выстраивать свой алгоритм работы по выполнению учебных заданий, планируя рабочее время. А Казакова Т.И. рассказала о своей системе, когда обучающиеся объясняют друг другу усвоенный материал.

       «Новая реальность: учим и учимся приемам самообразования, учимся самостоятельности». Об этом шла речь на родительском собрании, которое провели Арсеньева Любовь Георгиевна, учитель истории и обществознания ОО № 78 и Цимерман Анастасия Васильевна, учитель русского языка и литературы ОО№ 82. Арсеньева Л.Г. эмоционально и образно, на наглядных примерах из педагогической практики постаралась доказать важность таких аспектов как доверие и поддержка. Она неоднократно повторила, как важен родительский пример для формирования характера и предложила буклет с актуальными темами разговора с детьми. Как стимулировать ребенка к самостоятельности рассказала Цимерман А. В.

       Коврыгина Юлия Владимировна (ОО№ 36) учитель русского языка и литературы в беседе с родителями акцентировала внимание на необходимость стать своему ребенку другом и советчиком, обратив внимание на выбор определенных сайтов.  Фомина Полина Алексеевна (ОО№ 35) учитель русского языка и литературы и Пучкова Елена Александровна (ОО№ 10) учитель английского языка раскрыли тему «Контроль за контентом ребенка - и беды предотвращены?» с родителями старшеклассников. Они в своих беседах посоветовали больше внимания уделять эмоциональной составляющей и предложили соответствующие памятки.

       Первый очный конкурсный день завершил свою работу. Определена пятерка лучших, которые продолжат сражаться на звание «Учитель года города Краснодара-2021». Всем здоровья и успехов!

 

Ирина Анатольевна Баландина,

Марина Викторовна Голионцева,

ведущие специалисты отдела развития образования МКУ КНМЦ