«УЧИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА» РАЗЪЯСНЯЕТ, КАКИЕ ЗАДАНИЯ ВОЙДУТ В ИТОГОВОЕ СОБЕСЕДОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Итоговое собеседование по русскому языку ученикам 9 классов предстоит пройти 10 февраля. От того, насколько успешно ребенок справится с этим испытанием, зависит, будет ли он допущен к итоговой аттестации. «Учительская газета» напоминает, какие задания войдут в собеседование и на что стоит обратить особое внимание.

Итак, чтобы набрать максимум баллов, нужно пройти четыре задание.

Прочитать текст вслух

Для итогового собеседования подготовят научно-популярные тексты, рассказывающие о выдающихся людях России. Учащимся нужно выразительно прочитать текст, делая все необходимые паузы и соблюдая интонацию, об особенностях которой говорят знаки препинания. Нужно обратить внимание на правильное ударение и склонение имен числительных. Время на подготовку – до 2-х минут.

В Демонстрационном варианте контрольных измерительных материалов итогового собеседования по русскому языку в 2021 году опубликован текст о Юрии Гагарине из 177 слов.

“Кандидаты в первый отряд космонавтов набирались среди военных летчиков-истребителей по решению Сергея Павловича Королева, считавшего, что именно эти летчики уже имеют опыт перегрузок, стрессовых ситуаций и перепадов давления. Их было 20 молодых лётчиков, которых готовили к первому полёту в космос. Юрий Гагарин был одним из них. Когда началась подготовка, никто не мог даже предположить, кому из них предстоит открыть дорогу к звездам. Надежный, сильный и доброжелательный, Юрий никому не завидовал, никого не считал лучше или хуже себя. Он легко брал на себя инициативу, работал упорно и с удовольствием. 12 апреля 1961 года в 9 часов 7 минут по московскому времени с космодрома Байконỳр стартовал космический корабль «Восток» с пилотом-космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на борту. Вскоре весь мир увидел кадры кинохроники, ставшие историей: подготовка к полету, спокойное и сосредоточенное лицо Юрия Гагарина перед шагом в неизвестность, его знаменитое «Поехали!». Смелость и бесстрашие простого русского парня с широкой улыбкой покорили все человечество. Продолжительность полета Гагарина равнялась 108 минутам. Всего 108 минут. Но не количество минут определяет вклад в историю освоения космоса. Юрий Гагарин был первым и останется им навсегда!”

Пересказать текст

Пересказать нужно текст из первого задания. Но здесь есть нюанс: в пересказ необходимо логично включить дополнительную цитату. Ее можно не учить наизусть, а зачитать. Например, в пересказ текста о Гагарине в Демонстрационном варианте КИМов просят ученика включить слова Сергея Королева, выдающегося конструктора и ученого, о первом космонавте:

«Он открыл людям Земли дорогу в неизвестный мир. Но только ли это? Думается, Гагарин сделал нечто большее – он дал людям веру в их собственные силы, в их возможности, дал силу идти увереннее, смелее…»

Важно сосредоточиться и не упустить ни одного основного момента текста. Подумайте, где лучше использовать цитату в пересказе. Главное: допускаются любые способы цитирования. Но в ответ нельзя ничего добавлять от себя. Постарайтесь также не допускать фактических ошибок. Все это ведет к снижению балла.

Произнести монолог на выбранную тему

Ученику на итоговом сочинении предоставят выбор. Для прохождения испытания ему предложат одну из трех тем, соответствующих трем главным типам текста: описание, повествование и рассуждение. В Демонстрационном варианте контрольных измерительных материалов приводятся примеры тем, которые могут быть предложены: праздник (на основе описания фотографии); поход (экскурсия), который запомнился мне больше всего (повествование на основе жизненного опыта); всегда ли нужно следовать моде? (рассуждение по поставленному вопросу).

После того как время на подготовку истечет (а это – внимание! – всего 1 минута), требуется представить свое монологическое высказывание не более 3 минут. Нужно привести не менее 10 фраз по выбранной теме, обратив внимание на последовательность изложения и не допуская логических ошибок. Текст оценивается в том числе с точки зрения речевого оформления. Здесь важно все: богатство словаря, точность выражения мысли и т.д.

Поучаствовать в диалоге

Как вы заметили, каждое последующее задание логически вытекает из предыдущего. Последнее задание не является исключением. После окончания монолога собеседник-экзаменатор задаст учащемуся три вопроса по выбранной теме. Эксперты советуют давать развернутые ответы, постараться порассуждать. Понятно, что односложные ответы не добавят баллов.

Как оценивается собеседование?

За задание №1 можно максимально получить 2 балла, за задание №2 – 5 баллов, за задание №3 – 3 балла, за задание №4 – 2 балла. Как сообщили в Рособрнадзоре, соблюдение норм русского литературного языка при ответах оценивается отдельно и дает дополнительные баллы. Максимальное количество баллов за выполнение всех заданий – 20. Зачет будет получен, если участник набрал не менее 10 баллов.

Общее время ответа (включая время на подготовку) – примерно 15-16 минут. На протяжении всего времени собеседования будет вестись аудиозапись. Ученик может делать пометки в контрольных измерительных материалах.

Очно или дистанционно?

Напомним, что итоговое собеседование по русскому языку, которое является допуском к государственной итоговой аттестации для выпускников 9 классов, пройдет 10 февраля 2021 года и в дополнительные сроки 10 марта и 17 мая 2021 года. При сохранении неблагоприятной эпидемиологической обстановки собеседование будет проводиться в эти сроки по решению региональных органов исполнительной власти в дистанционном формате с использованием информационно-коммуникационных технологии,  сообщили в Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки.

Согласно Порядку проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования к ГИА допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности, в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за класс не ниже удовлетворительных), а также имеющие результат «зачет» за итоговое собеседование по русскому языку.

Итоговое собеседование направлено на проверку коммуникативной компетенции обучающихся 9 классов – умения создавать монологические высказывания на разные темы, принимать участие в диалоге, выразительно читать текст вслух, пересказывать текст с привлечением дополнительной информации.

Ссылка на источник: 

Учительская газета