19 февраля 2020 года в МУ ДО «Малая академия» в рамках работы сетевого центра муниципальной сетевой инновационной площадки «Модели воспитательно-образовательного процесса в обучении детей с особыми образовательными потребностями в образовательных организациях города» состоялся практико-ориентированный семинар «Особенности подготовки научного исследования учащихся по предметам гуманитарного цикла».
В семинаре приняли участие более 30 школьных учителей русского языка и литературы, иностранных языков. Все они — действующие или будущие руководители исследовательских проектов школьников.
Это уже второе методическое мероприятие данного цикла. В январе прошла первая встреча с нашими коллегами «Особенности подготовки научно-исследовательского проекта и его защита», в рамках которой были подробно изучены общие требования к структуре научной работы и оформлению статьи, к устной презентации (защите) работы. Особое внимание было уделено таким аспектам научного исследования, как целеполагание, новизна, достоверность, объект и предмет изучения.
А нынешний семинар мы посвятили специфике работы с исследовательскими проектами по предметам гуманитарного цикла: по иностранным языкам, русскому языку, литературе, искусству, журналистике.
С приветственным словом к собравшимся обратился директор МУ ДО «Малая академия» Алексей Александрович Оробец. Главный специалист Краснодарского научно-методического центра Наталья Маратовна Овсянникова напомнила, как важно для каждого педагога создать систему работы по организации проектной деятельности школьников.
А затем педагоги дополнительного образования МУ ДО «Малая академия» провели мастер-классы, поделившись с коллегами своими многочисленными наработками.
Неля Павловна Пуртова подробно рассказала об основных этапах подготовки исследовательского проекта по иностранному языку, привела яркие примеры из собственного опыта, дала рекомендации по выбору актуальных тем исследований.
Александра Сергеевна Ивлева определила тему своего выступления так: «Классификация типичных ошибок и недочётов, допускаемых при выполнении исследовательских работ гуманитарного направления, и замечания к ним». Она представила коллегам анализ рецензий экспертов на работы школьников — участников городской конференции «Эврика», рассказала о возможных путях преодоления трудностей, обычно возникающих при подготовке научной статьи по иностранному языку и лингвострановедению.
Маргарита Викторовна Заикина посвятила своё сообщение специфике исследовательской работы школьников по русскому языку, уделив при этом особое внимание наиболее типичным проблемам и ошибкам.
Наталья Яковлевна Паскевич поделилась опытом работы над научными статьями учащихся по литературоведению, журналистике, искусствоведению, привела примеры формулировок тем исследований, а также возможные варианты написания литературного обзора: как отдельной главы и как фрагмента раздела «Введение».
А в небольшой интерактивной игре участники семинара очень успешно «примерили» на себя роли юных исследователей, придумав более 30 интересных направлений работы по одной-единственной предложенной им научной проблеме.
Главный специалист МКУ КНМЦ Ольга Ивановна Смирнова подвела итоги мероприятия, отметила его высокую практическую направленность. Педагоги поблагодарили всех выступавших, отметили, что полученная информация интересна, а главное — очень полезна и актуальна.
«Очень много полезной информации для меня, как предметника, очень чётко и конкретно. Выступления докладчиков вдохновили, появилось много идей по поводу тех проектов, которые сейчас в работе. Спасибо за мастер-класс» — Ирина Владимировна Остапенко, учитель МАОУ гимназии № 25.
«Очень рада, что была сегодня с вами в чудесном пространстве коллег-филологов. Спасибо» — Ольга Михайловна Близняк, заместитель директора, учитель МАОУ СОШ № 84.
В марте 2020 года состоится новый семинар по данной тематике, теперь «Малая академия» пригласит на очередную встречу учителей начальных классов.
Материалы проведённого семинара доступны на сайте МУ ДО «Малая академия».