Реализация ФГОС СОО в гимназии № 82: основные проблемы и ключевые достижения

9 апреля 2019 г. в МБОУ гимназии № 82 состоялся семинар в рамках МСИП по теме «Реализация ФГОС СОО в гимназии № 82: основные проблемы и ключевые достижения». Мероприятие вёл В.В. Кулишов, кандидат педагогических наук, доцент кафедры Института развития образования  Краснодарского края.

Своим вступительным словом директор МБОУ гимназии  № 82 А.Ф. Скитева подчеркнула значимость проведённой работы по реализации ФГОС СОО и приобретённого опыта. В числе первых четырёх школ Краснодара, вступивших в эксперимент ещё в 2016 году, гимназия № 82 добилась весомых результатов: вырос профессиональный уровень педагогов, повысилась активность старшеклассников в реализации научных проектов, стали частыми встречи с разработчиками программ основного общего образования, сотрудничество с коллегами из высшей школы благотворно отразилось на деятельности учреждения в рамках профильного обучения. Поэтому результатом подобной деятельности являются победы и призовые места учащихся гимназии в олимпиадах краевого и всероссийского уровней, а также успешная подготовка к ЕГЭ и ОГЭ. Успех каждого ребёнка - это и есть главная задача, поставленная перед педагогическим коллективом директором!

«Национальный проект «Образование» и его влияние на стратегию развития Краснодарского края» - по данной теме выступила О. Е. Шафранова, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой управления образовательными системами, доцент Института развития образования Краснодарского края. Акцент содержания был логично поставлен на пересмотре программы развития образования в соответствии с поручениями президента РФ. Задача наших специалистов в данной области -  добиться расположения России в десятке лучших стран по развитию образования в целом и гражданское воспитание подрастающего поколения.  Ольга Евгеньевна предложила пересмотреть  эффективные приемы управления в общеобразовательных организациях, программу развития, в которую необходимо включать проекты обучающихся: индивидуальные и профильные. Индивидуальные проекты могут реализовываться и в рамках волонтёрства. В школах, гимназиях и лицеях для реализации всевозможных проектов  есть огромные ресурсы. Система работы в целом должна встраиваться в наши каждодневные дела для более качественного внедрения ФГОС в старшей школе.

М.Ф. Шлык, методист Института развития образования Краснодарского края, подробно рассказала о формировании  и структуре программы основного общего образования. Тема выступления «Реализация ФГОС СОО в пилотном режиме в общеобразовательных организациях Краснодарского края».

М.Ф. Шлык предупредила, что задачи, поставленные перед системой образования президентом и правительством, необходимо выполнять, но опираясь на собственные возможности. Так например, введение второго иностранного языка в учреждениях возможно по мере готовности и данной необходимости. Также и с изучением родного языка. Лектор предложила коллегам, сидящим в зале, написать о проблемах, возникающих при нововведениях, который после будут обработаны и совместными усилиями решены возникающие задачи. В любом случае, необходимо руководствоваться нормативной базой документов, а также всегда ориентироваться на концепции преподавания предметов.

Марина Фёдоровна предложила подробно обратиться к требованиям ФГОС СОО и условиям его реализации. Мероприятия по реализации требований уже будут опубликованы к 1 сентября 2019 года. Здесь будет много внимания уделено сетевому взаимодействию, а также психолого-педагогическому сопровождению всех участников образовательного процесса.

Каковы же требования ФГОС СОО к учебному плану? Самое основное – наличие индивидуальных проектов учащихся должно быть обязательно в плане. Также назрела необходимость профильной дифференциации в общеобразовательных учреждениях.

В помощь педагогам и руководителям М. Ф. Шлык предложила электронные ресурсы высшей школы С-Петербурга, который является Федеральной инновационной площадкой по обмену опытом с введением ФГОС СОО.

Выступление кандидата педагогических наук, доцента кафедры Института  развития образования  Краснодарского края,  В.В.  Кулишова по теме  «Повышение эффективности и качества образования в школе в условиях реализации ФГОС  среднего общего образования» началось с этимологии слова «программа». Каково значение, употребление, а также содержание слова помогло слушателям освежить знания в данной области и правильно расставить приоритеты при формировании учебной программы. Составление и реализации учебной программы является сложным процессом, как показывает опыт. Основная суть  - это системно-деятельностный подход. Далее лектор рассказал о методологической основе любого документа.

После небольшого перерыва возобновилась работа семинара.

В.А. Казанцева, заместитель заведующего кафедрой  педагогического факультета КубГУ,  выступила по теме «Механизм и основные эффекты сетевого взаимодействия  школы и ВУЗа в рамках реализации ФГОС СОО». Преподаватель подчеркнула важность взаимодействия: приобретается опыт работы с данной категорией старшеклассников, что впоследствии благотворно сказывается на адаптации абитуриентов, совместные проекты обогащают не только учащихся, но и дают жизнь новым научным разработкам, выпускники гимназии, определившие свой профиль ещё на этапе школьного обучения, продолжают также плодотворно учиться на выбранных факультетах КубГУ.

Выступление заместителя директора по учебно-воспитательной работе  А. Д. Шкаповой по теме «Опыт разработки и реализации  индивидуальных образовательных маршрутов  обучения и развития старшеклассников» оказалось весьма полезным для тех заместителей, которые болеют за каждого ребёнка, рады его достижениям. Алла Давидовна подробно рассказала, как выстраивает свою работу с каждым учеником, начиная с сентября, не пропуская ни одного месяца в учебном году. Контроль за исполнением всех поручений директора, определение для каждого обучающегося собственного профильного маршрута, проведение тематических классных часов, содержательная информационно-разъяснительная работа – всё это приводит к тому, что ученик осознанно выбирает предмет, которому посвящает большое количество часов и успешно сдаёт его во время единой государственной аттестации.

Мероприятие оказалось полезным и для теоретиков, и для практиков. Так отметили более 140 слушателей из 32 муниципалитетов Краснодарского края.

Материалы семинара прилагаются.

Ирина Анатольевна Баландина, ведущий специалист отдела развития образования

8-952-852-03-92