МАТЕМАТИЧЕСКИЙ МАСТЕР-КЛАСС «ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ»!

20 марта 2019 года в МУ ДО «Малая академия» состоялся практикоориентированный мастер-класс по теме «Нестандартные математические задачи: от интеллектуальных состязаний к итоговой аттестации».

Мастер-класс проведён в соответствии с планом работы муниципальной сетевой инновационной площадки (МСИП) по направлению «Модели воспитательно-образовательного процесса в обучении детей с особыми образовательными потребностями в образовательных организациях города», действующей на базе МУ ДО «Малая академия» с 2017 года.

На мероприятии присутствовали представители общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования, образовательных организаций, имеющих статус МСИП, заинтересованных в сетевом взаимодействии и главный специалист отдела развития образования МКУ КНМЦ, сетевой методист, Наталья Маратовна Овсянникова.

Открыл работу практикоориентированного мастер-класса по теме «Нестандартные математические задачи: от интеллектуальных состязаний к итоговой аттестации» директор МУ ДО «Малая академия» Алексей Александрович Оробец. Он поприветствовал участников, представил выступающих мастер-классов, а так же обозначил цели и задачи мероприятия. Алексей Александрович рассказал об особенностях работы с интеллектуально одарёнными детьми и о роли математики в удовлетворении особых образовательных потребностей учащихся.

Первый пункт программы мастер-класса представил приглашённый гость Андрей Викторович Колчанов, заместитель директора по УМР МБОУ СОШ № 89 города Краснодара. Он рассказал об организации сетевых образовательных событий в системе межшкольного взаимодействия. К сотрудничеству в рамках сетевой информационно-образовательной среды школы № 89 приглашаются все образовательные учреждения города. Формы сотрудничества могут быть различными: межрегиональные интернет-олимпиады, дистанционные курсы, фестиваль юных математиков, сетевые математические бои, диагностика уровня развития, межрегиональная методическая сеть.

Об организации работы с одарёнными детьми средствами математических состязаний на начальном этапе освоения программы для школьников 5-6 классов рассказала Галина Михайловна Шнеер, педагог дополнительного образования МУ ДО «Малая академия». Начальный этап обучения является одним из самых важных во всем процессе, так как именно сейчас школьники наиболее восприимчивы к обучению, любознательны, и легко впитывают все новое. Игровой и соревновательный подход к организации занятий помимо получения необходимых знаний и опыта, развивает такие необходимые качества, как умение слушать оппонента, умение аргументировать своё мнение, а также развивает способность справляться с трудностями и взаимодействовать в команде.

В программе мастер-класса была заявлена демонстрация фрагмента соревнования «Математический аукцион». Под руководством Галины Михайловны Шнеер учащиеся разделились на две команды, выбрали капитанов и увлеченно решали предоставленные им задачи. Невозможно заранее предсказать ход игры, и наши гости стали свидетелями того, как команде «Арифметики» никак не удавалось продемонстрировать свои решения, или, в соответствии с правилами игры, улучшить решения соперников — команды «Пифагорики» (задачи математического аукциона предполагают много различных решений, некоторые из которых ценятся выше других). Запланированное время подошло к концу, и, к большому сожалению учащихся, на задаче № 3 пришлось прервать соревнование. Было обещано ребятам дать возможность доиграть на одном из занятий кружка. В этот раз игра окончилась со счетом 450: 190 в пользу «Пифагориков». Все дети очень хорошо потрудились, и, конечно же, получили сладкие призы.

О роли летних математических школ в реализации индивидуальной образовательной траектории учащихся рассказала Наталья Владимировна Локтева, педагог дополнительного образования МУ ДО «Малая академия». Гибкие программы летних школ позволяют апробировать новые педагогические технологии и формы работы с одарёнными детьми, реализуя индивидуальный подход. В рамках подобных программ есть возможность изучать темы, не входящие в программу общеобразовательной школе или изучаемые недостаточно глубоко, но интересные обучающимся.

Далее, слово было предоставлено Светлане Юрьевне Евдоченко, педагогу дополнительного образования МУ ДО «Малая академия». Она выступила перед коллегами с сообщением «Нестандартные задачи. От простого к сложному. Из опыта работы». Светлана Юрьевна напомнила о том, что занятия в МУ ДО «Малая академия» строятся с учетом требований ФГОС, так как главной целью является развитие ребёнка и возможность построить индивидуальную образовательную траекторию с учетом интеллектуальных потребностей самого ребёнка.

Участникам мастер-класса была предоставлена возможность на примерах решения 10 заданий по теме «Свойства четности суммы» проследить, как именно сочетание теории и практики приводит к приобретению устойчивых навыков, которые обучающиеся могут применить при решении как простых и олимпиадных задач, так и при решении заданий итоговой аттестации базового и профильного уровней. Сообщение было интересным, содержательным и эмоциональным.

Наталья Владимировна Лесниченко, педагог дополнительного образования МУ ДО «Малая академия», имеющая большой опыт работы со старшеклассниками, в своём выступлении «Индивидуальные образовательные потребности учащихся: от классических олимпиадных задач к задачам повышенной сложности итоговой аттестации» рассказала о связи задач повышенной сложности ЕГЭ профильного уровня (задач № 19, так называемых «олимпиадных» задач) с реальными олимпиадными задачами. Как было показано на сравнительных примерах, уровень сложности этих задач, правда, применительно к первым двум пунктам, на самом деле не выше 7–8 класса. Поэтому имеется несомненная польза от занятий в математических кружках младших школьников, например, хотя бы ввиду долговременной перспективы в плане ЕГЭ.

Завершилась работа рефлексией. Наталья Маратовна Овсянникова, главный специалист отдела развития образования МКУ КНМЦ, подвела итог мероприятия, прокомментировала содержание и организацию мастер-класса.

Приглашённые участники положительно оценили представленную программу мастер-класса и оставили отзывы: «Спасибо большое! Всё очень понравилось. Виден уровень организации и подготовки педагогов» (Н. П. Скворцова, педагог дополнительного образования ЦДТТ «Юный техник»), «Всё было очень интересно. Спасибо за рассказ о математическом аукционе (обязательно попробую)» (А. И. Есина, учитель математики СОШ № 45), «Очень содержательно и интересно!» (Н. Г. Полторацкая, учитель математики СОШ № 61).

МУ ДО «Малая академия» готово к сотрудничеству с образовательными организациями в рамках направления МСИП «Модели воспитательно-образовательного процесса в обучении детей с особыми образовательными потребностями в образовательных организациях города». Вопросы организации взаимодействия в рамках МСИП курирует сетевой тьютор Мария Владимировна Попова (телефон: 259-45-03).

Комментарии

Уважаемые коллеги! Благодарю Вас за прекрасную работу с детьми, за Ваш профессионализм! Такими педагогами, которые есть в "Малой академии", можно гордиться, потому что это учителя с Большой буквы. То, что Вы показали, всего лишь малая толика Вашей огромной работы с детьми. Когда проходят такие методико-практические мероприятия, познавательные мастер-классы, становится очень жаль, что не все посетили их. Все выступления были на высоте. Всё чётко, грамотно, профессионально. Сразу видно -  математики! Спасибо Вам большое. Я сама узнала много нового. Успехов Вам в Вашей работе!